Инфантильность — примета современности?

Без рубрики

Размышление об инфантильности

Эта заметка длиннее обычных и в ней я рассматриваю природу инфантильности.

Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. А также косвенно на это влияет увеличение срока образования и повышение возраста с которого человек начинает зарабатывать самостоятельно. Речь идёт, конечно, о психологическом инфантилизме.

Но давайте по порядку.

Инфантильность — это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.  Чтобы было понятно, приведу сильно утрированный пример: взрослый человек, лет 35, пришел в магазин и хочет что-то купить. Этого нет в наличии, тогда он бросается на пол магазина и начинает истерично кричать, плакать и биться о пол. На лицо явное несоответствие возраста и поведения. Это и есть инфантилизм. В материале про детские истерики я писал что можно с этим делать. Но тут вопрос другой — здесь расхождение возраста и поведения.

Если мы сравним наше время и более ранние века, например, 17-18, то мы увидим насколько велико расхождение возрастных границ. Возраст, который раньше считался взрослым, мы сейчас относим к подросткам. А современный взрослый возраст ранее считался глубокой старостью: из записок 16-летнего Пушкина: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания».А это не так далеко от нас — 19 век.

Почему такое происходит?

Причины можно разбить на несколько групп:

  • условия жизни
  • социальная среда

С условиями жизни всё достаточно просто. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде. Если вы сравните условия жизни в 16 веке и сейчас, то разница будет очевидна. В 16 веке средняя продолжительность жизни составляла в разных странах от 20 до 35 лет. И неудивительно, что человек в 15 лет знал и умел всё, что ему требуется для жизни и обзаводился своей семьей. В настоящее время 15 лет — это подросток, почти ребенок, находящийся на обеспечении родителей.

Социальная среда

К социальной среде охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.  Давайте возьмем возраст окончания школы — 17 лет и рассмотрим этот возраст с различных точек социальной среды.

Экономика

Часто 17 летнему человеку нет необходимости зарабатывать самостоятельно. Так как его ещё обеспечивают родители. И даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги не на обеспечение своей жизни.

Общественные институты

Мне кажется, что достаточно одного факта: возраст полного совершеннолетия в России 18 лет. В некоторых странах 14, а во многих 21. То есть с точки зрения общественных институтов, в 17 лет человек ещё ребенок, который не может принимать решения и отвечать за них.

Общественное сознание и культура

Общественное сознание — это совокупность представлений. Представьте, что вас знакомят с человеком  и вы узнаете, что ему 17 лет. Как вы к нему отнесетесь: как к взрослому или как к ребенку? Скорее всего, как к человеку, который скоро станет взрослым. То есть не как к ребёнку, конечно, но и не как к взрослому.

Ещё совсем недавно — в произведениях Пушкина и Шекспира 14 лет это был возраст, в котором люди вступали в брак. И это отражалось в культуре и творчестве:

  • Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год»
  • Маме шекспировской 14-летней Джульетты было 28 лет
  • Ивану Сусанину, когда он совершал свой подвиг, исполнилось аж 32 года (у него к тому времени была уже взрослая 16-летняя дочь на выданье)
  • Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года
  • Анне Карениной на момент ее трагической гибели было 28 лет, Вронскому — 23 года, старику — мужу Анны Карениной — 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на два года меньше)
  • Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в романе А. Дюма осады крепости Ла-Рошель было 42 года.

 

Но на самом деле всё это связано с одним фактом — средним возрастом жизни человека. Как я писал выше, средний возраст жизни человека долгие века составлял 20-35 лет и только в начале 20 века (!) средний возраст стал 50 лет.

В наше время улучшилось качество питания, стала лучше медицина, меньше проблем с условиями жизни. Всё это позволяет людям жить дольше.

Но является ли это причиной инфантильности?

Нет. Не является. Более того, я думаю, что инфантильность как явление было всегда. Только мы не знаем об инфантилах 16 века — они чаще всего умирали рано и о них ничего не известно.

Давайте вернемся к определению: инфантильность — это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Мы не сравниваем людей разных эпох, чтобы понять инфантилен ли человек. Мы смотрим насколько он отвечает своему возрастному этапу в своём времени. И причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку.

Если мы посмотрим возрастные периодизации — описание стадий психического развития человека и их соотнесение с возрастом, то мы увидим в периодизации Выготского, что каждый возрастной период проходит две стадии: спокойное развитие и критическое развитие. Во время спокойного развития человек набирает опыт, знания, приспосабливается к жизни в текущих условиях. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Это стадия критического развития или иначе говоря — кризис.

Если человек не проходит стадию критического развития, то он застревает в предыдущем психологически комфортном этапе и начинает развиваться инфантилизм. Чем больше застреваний, тем больше расхождения между реальным возрастом и психологическими проявлениями.

Итак, подытожим:

Инфантилизм не зависит от времени в котором живет человек.

 Инфантилизм связан с психическим развитием человека, а именно прохождением кризиса из-за неудовлетворенности местом, которое он занимает и стремлением эту ситуацию поменять. В процессе этого перехода у человека появляются новые потребности и уровень ответственности.

Следующая заметка будет короче и в ней я расскажу как сделать так, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным.