Недавно прошедший флешмоб, в котором люди (в основном женщины) рассказывали о пережитом ими сексуальном насилии затронул многих и поднял темы, которые принято не поднимать и обходить их стороной. На мой взгляд, самое важное, что произошло – открылась картина насилия в обществе. И на примере сексуального насилия, которое описывали в этом небезопасном формате участники флешмоба, и на примере множества комментариев, прозвучавших под этими постами.
И я бы хотел рассмотреть именно тему агрессии и насилия, а также их проявлений в обществе. Заметка по определению не претендует на высокую научность, однако для примеров и понимания охвата ситуации, я буду использовать и ряд научных источников. Насильственное поведение является результатом агрессивных намерений человека и является проявлением агрессии. И ещё один важный момент: под «агрессией» в данной заметке я подразумеваю не «напористость» а «деструктивную агрессию».
Стоит начать с определения: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на причинение физического или психологического вреда другому живому существу.
Определение простое, однако, в нем есть важные особенности. Это именно поведение. Оно целенаправленно. И целью этой является причинение ущерба.
Если мы с вами посмотрим на категории агрессии по Бассу (Buss, 1976), то увидим три шкалы:
- Физическая-вербальная;
- Активная-пассивная;
- Прямая-непрямая;
Комбинируя их, мы получаем 8 вариантов агрессивного поведения:
- Физическая активная прямая – пример: избиение
- Физическая активная непрямая – пример: нанять кого-то, чтобы избить кого-то
- Физическая пассивная прямая – пример: сидячая забастовка
- Физическая пассивная непрямая – пример: отказ от выполнения необходимых задач
- Вербальная активная прямая – пример: оскорбления
- Вербальная активная непрямая – пример: распространение сплетен, клеветы
- Вербальная пассивная прямая – пример: отказ разговаривать, отвечать на вопросы
- Вербальная пассивная непрямая – пример: отказ дать объяснения, высказаться в защиту
Как правило, мы называем агрессией активные физические проявления (п.п. 1 и 2) и вербальную активную прямую агрессию – оскорбления (п.5). Но мало кто относит к агрессии остальные проявления.
Однако если вы внимательно посмотрите на улице, в магазине, в транспорте, а, возможно, и дома, то вы увидите мать, говорящую ребенку: «Будешь шуметь, я оставлю тебя тут и уйду» или как вариант: «Отдам той тёте / тому дяде». Вы увидите супругов, которые отказываются говорить друг с другом, обидевшись на что-то. Кстати, Перлз прямо говорит, что обида это не что иное как агрессия, что за обидой стоит некое требование, которое не озвучивается. Вы увидите друзей, которые не приходят на помощь в трудную минуту и родственников, отказывающихся от своих родных – у нас в стране огромное количество детей в детских домах имеют живых родителей.
Существует много теорий объясняющих как работает агрессия и как она проявляется в виде поведения – насилия. Но все они пытаются только осмыслить, систематизировать и объяснить происходящее, но не могут его изменить.
Я предлагаю посмотреть с другой – почти обывательской точки зрения. Когда рождается ребенок, то родители и окружение учит его всему, что ему нужно. Учит, не рассказывая о чем-то, а действуя. Ребёнок учится подражанием. Он так учится говорить и ходить. Он так учится вести себя дома и на улице. Он так учится соблюдать правила гигиены и правила дорожного движения. Ребёнок наблюдает, запоминает и повторяет. Чем больше становится ребёнок, тем больший круг для копирования у него появляется. И, грустная правда, чем больше агрессии видит ребёнок, тем больше он считает её нормой. Ребенок не спрашивает как себя вести, он копирует модель поведения, которую наблюдает, и которую ему чаще всего демонстрируют как успешную.
Так просто и буднично агрессия входит в модели поведения и продолжает свой победный марш.
Если ребёнок видит постоянно ругающихся родителей, то, эта модель поведения будет для него знакома и понятна. Если дома наказывают отвержением – молчание, отказом от близости во всех её смыслах от улыбки до секса, игнорированием потребностей – то, ребенок растет, зная, что это норма. И, вырастая, действует как умеет. Просто потому, что не знает как может быть иначе.
Собственно, психотерапевты как раз и помогают людям взглянуть на реальность и увидеть другие способы удовлетворения своих потребностей, кроме тех, которые им знакомы. Да и просто соприкоснуться со своими потребностями помогают.
Так что же делать?
Правда и разочаровывает и обнадёживает одновременно. Мы ничего не можем сделать для всего мира в целом. Мы можем изменить только свой небольшой мир – свое поведение в семье, с друзьями, на работе.
Тут уместно вспомнить английскую пословицу — «Не воспитывай ребёнка. Всё равно он вырастет похожим на тебя. Воспитывай себя». Можно обращать внимание как мы ведем себя. Где проявляем агрессию, что именно мы хотим этим сказать и как это можно выразить иначе. Заметьте, не подавлять, а выражать, но иначе. Подавление приведет только к новому витку сложностей. Агрессия – это тоже какой-то импульс, который ищет выход. Важно дать ему выход не разрушающий семью, дружбу, отношения и не закладывающий мину замедленного действия для вашего ребёнка. Сегодня есть много специалистов — психотерапевтов, которые могут помочь найти это выход.
В психологии есть такое понятие как треугольник Карпмана. Он описывает взаимоотношение агрессора, жертвы и спасителя. Его интересной особенностью является то, что вчерашняя жертва легко становится сегодняшним агрессором. И выход из него тоже состоит в осознанности, внимании к себе и своему поведению.
На этом у меня всё.
Хорошего дня вам,
Ваш Денис Осин