Возможность влиять на результат и успешность жизни

Без рубрики

 

Сегодняшняя заметка больше, чем обычно. Более того, она будет из трех частей. Я рассмотрю феномен выученной беспомощности, её влияние на качество и продолжительность жизни, а также обращу внимание на два направления, с которыми сталкиваюсь в работе: как родители формируют её у детей и как она проявляется у работников. И, конечно, в конце каждой части будут выводы и несколько советов.

Выученная беспомощность

Люди, имеющие возможность изменять то, что их не устраивает в своей жизни, живут лучше и дольше. Это ещё в 1967 году доказал Мартин Селигман, проведя серию экспериментов на выученную беспомощность.

Давайте начнем с определения: выученная беспомощность, также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. То есть человек не делает ничего, чтобы как-то улучшить имеющееся положение вещей. Даже если его категорически не устраивает то, что происходит. Вы скажете, что такое невозможно, и что любой человек будет стремиться улучшить свое текущее положение, добавляя позитивные моменты или избавляясь от негативных. И ошибетесь.

Мартин Селигман ставил эксперимент на формирование условного рефлекса у собак (по стопам Павлова) и нашел интересное явление, выходящее за рамки бытовавшего тогда понимания бихевиористической концепции. Эксперимент был простым: давали звук определенной тональности и били собак током, чтобы выработать условный рефлекс страха звука этой тональности. Собаки находились в клетках и не могли убежать, и им приходилось слушать этот звук. После нескольких серий повторений, экспериментаторы открыли клетки и ожидали, что собаки убегут, заслышав звук, но собаки лежали и скулили, не делая ни одной попытки избавиться от звука. Исследователи пошли дальше – взяли три группы собак и провели серию экспериментов уже по выученной беспомощности при ударах током. Подробно можно прочитать в интернете, я расскажу только важные моменты и интересные выводы. Вводные данные: первая группа собак могла отключить удар током, вторая группа зависела от первой группы – то есть сами не могли отключить и третья группа не получала удара током. А потом всех собак поместили в один вольер с невысокой стенкой – можно было легко убежать. Выяснили следующее: Первая и третья группы убегали, как только их начинали бить током. А вторая группа – та, что не могла самостоятельно влиять на прекращение ударов током в первой части эксперимента сначала металась по клетке, потом ложилась на пол и скулила, перенося всё возрастающие удары током.

Исследования продолжили Элен Лангер и Джудит Роден на людях – в доме престарелых. Правда без тока. Но суть сводилась к одному и тому же. Одна группа могла влиять на свою жизнь – улучшать условия, решать какой фильм посмотреть и чем заняться, а вторая – нет. Первая группа по сравнению со второй была более счастливой (по личным оценкам испытуемых) и наблюдалось улучшение состояния участников первой группы. А повторные замеры через полгода показали, что первая группа продолжает находиться в лучшем состоянии, у неё продолжает улучшаться здоровье, а у второй ухудшалось. Более того, количество умерших за один и тот же период различалось в два раза.

Выводы и мораль:

Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после того, как человек убеждается, что он не может повлиять на то, что происходит. То есть никакие его усилия не могут изменить ситуацию. Тогда человек смиряется, становится пассивным и не предпринимает попыток как-то избежать негативных действий или добавить позитивных. Название этому состоянию дано не просто так. Этому виду беспомощности учатся, сталкиваясь в жизни с различными ситуациями.

По результатам исследования, выявили на три источника формирования беспомощности:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий, т. е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям Зелигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить, и учителями, и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы.
  2. Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах).
  3. Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Последствия этого влияют на всю жизнь.

«Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной.

Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности в последующем обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.» Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. С. 93

Как следствие, человек теряет интерес к жизни (или к её части, например, работе), начинает её разрушать самостоятельно (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна, отказ от еды и т.д.), выпадает из активной жизни, чаще болеет и раньше умирает.

Именно поэтому важно влиять на свою жизнь, принимать решения, делать выборы и менять то, не устраивает. Это наполняет жизнь красками и дает ощущение счастья, а также улучшает здоровье.

Что делать

  1. Если вы замечаете, что не можете влиять на часть своей жизни и это вас бесит или вы давно махнули на неё рукой, то это и есть то место, где формируется или уже сформировалась выученная беспомощность.
  2. Чтобы это изменить, необходимо желание, воля и немного смелости. Или много смелости, это как посмотреть. Я настоятельно рекомендую для улучшения этих действий работать с психотерапевтом.
  3. Осознать. Необходимо понять что именно вас раздражает или на что вы «махнули рукой».
  4. Говорить. Замечать в себе и других такое поведение. Обсуждать его, размышлять о причинах и способах выхода.
  5. Планировать изменения. Записать что вы можете сделать, чтобы изменить свою ситуацию.
  6. Действовать. Делать целенаправленные шаги по изменению своей ситуации.
  7. Преодолевать сложности и сопротивления. Нужно понимать, что любой человек стремится к минимальным изменениям и выходам из зоны комфорта. Так удобнее, проще, меньше ресурсов тратится. Поэтому будут сложности.
  8. Замечать результаты. Видеть результаты своей деятельности, связывать причины (действия) и последствия (качество жизни). Желательно вести дневник, куда всё это записывать.

И в завершение пример как это может выглядеть в жизни для наглядности:

Живёт себе поживает человек мужеского пола. И всё в жизни грустно и печально. Работа вроде нормальная, но как-то платят не очень. Да и начальник поорать любит без дела и по делу. И работа какая-то не очень нужная… Да ещё с девушкой расстался и друзей давно не видел – всё дела, дела. Никак не выбраться в гости. Как тут получать удовольствие от жизни? И жизнь становится всё более серой и унылой.

Сейчас, прочитав заметку, вы, конечно, знаете что тут можно сделать.

Во второй части я расскажу про то, как родители формируют выученную беспомощность у детей и зачем им это надо. А в третьей — как работать с сотрудниками с выученной беспомощностью.

Продолжение следует…

Ваш Денис Осин